среда, 20 ноября 2013 г.

О бедных игрушках замолвите слово... (+ опрос)

Недавно поймала себя на мысли, что постоянно покупаю доче игрушки! Или вяжу... Или шью... И возник вопрос, а надо ли?;) И сколько надо? А каких?)) 



Горы игрушек растут, а интерес ко многим из них падает... Наверное каждый родитель со временем об этом задумывается:) 
Нижеприведенная статья частично отвечает на эти вопросы...

КАКИЕ ИГРУШКИ НЕ РАЗВИВАЮТ ФАНТАЗИЮ ДЕТЕЙ
(источник РИА новости, к сожалению точную ссылку мне найти не удалось)

Современные интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей, поэтому их должно быть не много, предпочтение надо отдавать традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно.

"Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны, их огромное количество, а с другой стороны, выбрать хорошую игрушку очень непросто", - считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова.


"Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра — это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка", — отметила она.

Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной активностью.
Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки.


Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом университете), лауреат премии Грант Москвы, педагог — психолог высшей категории Елена Абдулаева.

"Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь", — добавила она.


Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение.

Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных игрушек", которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного.

"Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах", — сказала педагог.

"Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью", — добавила профессор.

Место для фантазии

Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать.



Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность.
Ребенку нужны специальные предметы для конструирования "своего" пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала.

В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются "бросовые" материалы как предметы творческой игры и конструирования.

Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры.


Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен.

Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества.
Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество.

Елена Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания. "По нашим подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть", - пояснила она.

Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.

Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах.


Такая статья...)) ЗдОрово, если она и вам окажется полезной;))

А теперь вот, что... Мне очень важно узнать ваше мнение на этот счет...
Какие игрушки вы дарите (покупаете, вяжете, шьете) своим (и не только) детям? ) 
Какие становятся любимыми?;) И как вы думаете почему?)) 
Заранее большое спасибо за ответы

11 комментариев:

  1. Я лично, считаю, что ребенку в принципе не нужны игрушки. Если к примеру убрать все игрушки из дома, ребенок не перестанет играть. Ребенок найдет чем ему поиграть из бытовых предметов, неважно что это будет. Мозг ребенка устроен таким способом, что постоянно развивается, заставляет постоянно думать, двигаться и анализировать и успешно тренируется. Например, моя мама выросла в деревне, и у них не было игрушек, только самодельные. Когда она мне рассказала, чем они играли, для меня это было дико. Они делали кукол из палена.(да, да, березовое полено), завязывали платки, и делали платья.)))) Вот это я называю "Игра воображения". Моей дочке 2 с небольшим года, и она вообще у меня не играет в игрушки, никак, покупала пирамидку, она собрала её 2 раза и выбросила, и всё остальное так же. Зато она прекрасно играет кастрюлями, и всякой домашней утварью, ходит за мной по дому и всё повторяет, такая вторая я, только в миниатюре)))). Она мало говорит, но очень любит книжки, и пазлы, сейчас например она собирает пазлы в 32 элемента, но при этом молчит, у каждого своё направление в развитии. Я всегда придерживалась такого принципа, если ребенок играет какой-то игрушкой, я покупала такую же только с более сложным принципом, пока не увижу что её надоело, потом берусь за другое направление. У нас было много игрушек, но все не надолго. Я все игрушки отдала подругам, а из того что есть, я прячу половину, на месяц, а потом их достаю, Всё равно не надолго. Врач невролог мне сказал, что есть основные игрушки которые нужны для развития, их три: дудка-для развития легких, барабан-для понимания звука, и неваляшка - для понимания движения. У меня до сих пор нет неваляшки, в дудку мы дудим в себя))), а барабан порвался в 11 месяцев.))) Сколько людей, столько и мнений, я думаю мама лучше всего знает, что нужно своему ребенку, Я могу долго писать, поэтому останавливаюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюшка!!! Твой комментарий заслуживает отдельного поста!!!))) Правда! Спасибо тебе большое, что поделилась опытом!)) Думаю, не только мне будет интересно его почитать!;))

      Удалить
  2. Аленочка,очень полезная статья!Я как раз выбираю игрушки на подарок!Очень люблю деревянные,с естественными цветами,натуральные игрушки!Но вот моей уже будет два годика,смотрю что ей интересно,например она обожает возиться с поварешками и кастрюльками,хочу купить ей кухню в икее,такую как у мамы,не пластиковую китайскую,а хорошую деревянную.Еще нравятся куклы и колясочки,тоже буду покупать...Но больше всего она ценит игрушки ручной работы!тоже есть о чем подумать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ира!)) Своевременная статья оказалась;)) - Приятно!)))
      А ведь я тоже люблю игрушки из дерева)) но у нас их немного...
      Икеевская кухня мне тоже понравилась!)) В деском кафе ребятишки хорошо с ней играли)) Сама с удовольствием заглянула во все шкафчики;)))
      А вообще, прихожу к выводу, что покупаю игрушки о которых сама мечтала в детстве!;)) Наверное никогда не повзрослею!;))

      Удалить
  3. Покупаю малышу много книг. Стараюсь приобретать к книгам тематические игрушки. Машинки, посуду, конструкторы, фигурки животных, военных машин. Кукол сыну не даю - считаю, что мальчикам это не нужно. А вот конструкторов уже у нас 6 видов. Из самого большого можно построить себе игрушечный дом по росту ребенка. Это была всегда моя мечта, но таких больших лего тогда не было.
    Алена, согласна с тобой. Я тоже покупаю сыну игрушки о которых мечтала сама)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, спасибо, что не прошла мимо этой темки, так приятно, что она ожила!;))

      Нашей дочке уже год и десять и мы ходим в группу кратковременного пребывания, что бы она общалась с другими ребятишками, приобретала не домашний опыт общения;) Так вот, я заметила, что мальчики тоже с удовольствием играют в куклы)) Вместе с девочками кормят их, катают на коляске;) А наша дочка и в машинки поиграть любит))

      Книги мы тоже очень любим и уважаем!)) Наверное на них мы тратим даже больше, чем на одежду и игрушки!;) Надо как-нибудь написать про самые любимые;)

      Удалить
  4. Какая интересная и полезная статья! Спасибо!
    Я тоже придерживаюсь такой позиции, что много игрушек и не нужно ребёнку. Особенно тех, которые сейчас в изобилии в обычных детских магазинах.
    Такие все цвета ядовитые, материал практически одинаковый, пластмассы много.

    Деток ещё нет, но когда будут постараюсь игрушками не обрастать. Особенно в первые годы. Уж лучше самой сделать - мобиль, погремушки, прорезыватель, развивающий коврик/кубик.
    А когда уж старше становятся то нужно с тщательностью выбирать игрушки. Побаиваюсь сейчас, что нам могут надорить (всяких плюшевые медведи и писклявые кнопочные аппараты?).
    Очень нравятся деревянные простые игрушки, простые самодельные куклы, различные конструкторы. И конечно, не нужно запрещать играть с домашней утварью (соблюдая правила безопасности)

    Мой 5летний племянник собирает коллекцию поездов из мультика Чаггингтон. И ангар у него есть, и чемоданчики для хранения. И играет он с ними, проигрывая в основном сценарии из мульфильма. Я не особо рада этому, но уж лучше так.

    ОтветитьУдалить
  5. Абсолютно согласна со статьей! Я вообще дома веду постоянную борьбу с игрушками))) Может это странно звучит, но на самом деле...у нас СТОЛЬКО игрушек! С учетом того, что у меня близняшки, все дарят игрушки в двойном экземпляре, и часто практически одинаковые. Часто говорила, что дарить хотя бы абсолютно разные, разберемся уж, не подерутся, но не выходит. Постоянно разбираю и пытаюсь убрать лишнее, а игрушки все откуда - то прибывают! Тема прямо больная для меня)) Но тем не менее, с воображением и творчеством у них всё в порядке. Часто вижу, что они играют с бросовым материалом и придумывают игры, будто не замечая свои завалы готовых игрушек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется так и есть!)) Когда игрушек становится СЛИШКОМ много, дети перестают их воспринимать)) Для сравнения, наша дочка лучше играет с ними у бабушки, у которой всего-то несколько игрушек))
      Еще мы любим с улицы всякие шишечки, палочки, камушки приносить)) С ними тоже играем хорошо))

      Удалить